top of page

Субъективность восприятия

Самые сильные впечатления мы получаем, когда впервые сталкиваясь с чем-то новым. Именно поэтому психоанализ так много внимания уделяет младенчеству и детству.


Представьте, ребёнок впервые видит собаку, эта собака угрожающее рычит, оскалив зубастую пасть. В следующий раз, скорее всего, едва увидев нечто похожее, ребёнок испугается и заплачет. То есть, он будет иметь дело не с новой реальной собакой (которая, быть может, добрейшая в мире собака и открыла пасть, чтобы дружелюбно лизнуть его в щёку), а с той злой собакой, которая уже существует в его воспоминаниях.

Именно такими субъективными воспоминаниями оперирует наша психика. Например, при игре в прятки мама спрячется слишком надолго, малыш не сможет её найти, что будет? Скорее всего, он испугается и заплачет. Кто-то навсегда запоминает свой детский страх от того, что мама куда-то ушла и долго не возвращается, а у других он вытесняется.

Любопытно, что если поговорить с мамой об этом событии, вполне вероятно, она не сможет вспомнить о какой ситуации идёт речь. В ее восприятии, отсутствие было недолгим и она знала, что ничего страшного не происходит, то есть для нее ситуация выглядела совершенно иначе.

В своей психике мы постоянно имеем дело не с реальными вещами и объектами, а с их репрезентациями. При этом субъективные воспоминания никогда полностью не совпадают с фактом, который могла бы зафиксировать бездушная камера или диктофон. Поэтому в психотерапии нет необходимости собирать документальные подтверждения, улики и свидетельства очевидцев, выяснять, кто прав, кто виноват. Важно именно то, что осталось в памяти, то, что волнует, о чём человек хочет говорить.

Недавние посты

Смотреть все

Comentarios


bottom of page